Имя рене декарт

03.10.2018
0
31


???? ?????? ?????????

???? ?????? ????????? / ?????????? ????? / ????? / ??????? / ???????? / ???-???????? / ????????? / ????? / ??????? / ???????

???? ??????

????? ??????????? ?????, ? ?? ?????????? ??? ?? ???????? ?????????????.
?????????? ?????? ???????? ?? ?????, ? ??????? ?? ???????? ????? ???????????.

???? ?????? ? ((??. Ren? Descartes, ???????????????? Renatus Cartesius ? ????????) (1596-1650) ? ??????????? ???????, ?????????, ???????, ????? ? ????????, ?????????? ???????????????? ???????????? ? ???? ?? ?????????????? ??????????? ?????? ???????. ???? ??????? ? ????.

?????? ??????? ?????? ????????????? ?????????, ??? ??????? ?????????? ???????? ? ???????, ???? ?????? ?????????????? ???????????. ???????? ????? ?????????? ?????????? ????????, ??? ??????? ???????? ????. ????? ??????, ??????????? ??????????? ? ???????? ???????? ??? ???????? ????????? ?????? ??????? (????? ???????). ?. ?????? ???? ????????????? ? ???????? (???? ???????).

? ?????? ????????? ??????? ? ??????? ???? ? ????, ?????????? ? ????????????? ??????????. ??????? ???????????? ? ??????????? (??? ?????????????), ???????? ?????? ? ??????????? ???. ????? ??????? ????????, ?? ???? ???????, ? ???, ??????? ???????? ???????, ???????? ? ?????. ??????? ? ????? ????????????? ????????? ????????? ? ?????, ?????????? ????????? ? ?????.

??????????? ??????????????? ????? ??????, ?? ???????, ? ???????????????? ????????????? ???????? (??????, ?????????????, ??????????). ????????????? ???? ???????????? ??? ???????? ??????????? ?????????? ????????????? ????????. ? ?????? ? ???????? ???? ?????? ? ????????????? ???????????? ? ????????? ?????? ? ?????????? ?????. ???????? ?????????: ??????????? (1637), ???????????? ? ??????...? (1637), ??????? ?????????? (1644).

????? ? ?????????

???? ?????? ??????? 31 ????? 1596 ???? ? ???, ??????, ???????. ?????????? ? ?????????? ?????, ???? ??????? ??????? ???????????. ? 1606 ???? ???? ???????? ??? ? ?????????? ???????? ?? ????. ???????? ?? ????? ??????? ???????? ???????, ??? ?????? ????????? ??????????? ? ??????? ?????? ????? ???????? ?????????, ????????, ????????? ???????? ????? ??????. ????????? ? ???????? ?????? ????????, ???? ?????? ? ?? ?? ????? ???????? ?????????? ? ?????????????? ?????????, ??????? ?? ???????? ?? ??? ???? ?????[en].

????? ????????? ???????? ?????? ????????? ???????????. ? 1616 ? ???????????? ?????? ?? ??????? ??????? ????????? ?????. ? 1617 ?????? ????????? ?? ?????? ? ????? ? ????? ???????????? ?? ??????.

1619 ??? ? ??????? ????????? ???????? ???????? ??? ???????. ?????? ? ??? ?????, ??? ???? ??? ????? ? ????????, ??? ????????? ????????? ????? ???????????????? ??????. ?????? ?????, ?????? ???? ? ???? ???????? ?????????????? ???????? ??????, ??????? ?? ???????????? ??????????? ???????? ? ????? ?????? ???????????.

? 1620-? ???? ?????? ?????????? ? ??????????? ?. ?????????, ????? ???????? ?? ?????? ???? ??????? ?????? ?? ???? ??????????? ??????? ???????????.

? 1628 ???? ?????? ????? ??? ?? 15 ??? ?????????????? ? ???????????, ?? ?? ?????????? ? ?????-?? ????? ?????, ? ????? ???? ???????? ??? ?????? ????? ??????????.

? 1633, ????? ?? ????????? ???????? ???????, ?????? ???????????? ?? ?????????? ???????????????? ?????? ?????, ? ??????? ?????????? ???? ????????????? ????????????? ????????? ?? ???????????? ??????? ???????.

? 1637 ?? ??????????? ????? ??????? ?????? ???? ??????? ???????????? ? ???????, ? ???????, ??? ?????? ???????, ? ???????? ??????????????? ?????????.

? 1641 ?????????? ??????? ??????????? ????????? ??????? ???????????? ? ?????? ?????????? (?? ????????? ?????), ? ? 1644 ???????????? ??????????, ??????, ????????????? ???????? ??? ?????????, ??????????? ???????? ?????? ?????????????? ? ???????????????? ?????? ??????.

??????? ??????? ?? ??????????? ????? ??????? ? ????????? ??????????? ?????? ???? ??????? ???????? ?????, ?????????????? ? 1649 ?. ? ??? ?? ???? ?? ??????????? ???????? ???????? ???????? ?????? ?????????? ? ??????. ??????? ?????? ? ??????????? ????? (???????? ?????????? ??????? ???????? ? 5 ????, ????? ?????? ?? ????? ? ????????? ?????? ?????????) ????????? ???????? ???????, ?, ????????? ????????, ?? ???? ?? ?????????.

?????

????????? ??????? ???? ???????????? ?????????? ??????????? ???????? ? ???????????? ?? ?????? ???? ? ?????????? ????? ????? ? ????? ????? ?? ??????? ??????. ????????? ??????, ??????? ??????, ????? ???? ?????? ????????????? ????? ?????? ??????.

?. ?????? ?? ???????? ? ?????????????? ???????? ?????, ?? ?? ????? ??? ??????? ????????????? ? ???, ????? ?? ???????? ?? ?????? ?????? ???, ??? ??????????? ??? ?????????? ???????????? ??? ????????. ????????? ??? ????????? ?????????? ???????????? ??????, ?????? ??????????? ???????? ???????, ? ??????? ???????? ????? ?????? ? ??????. ????????????? ??????????? ???????? ?????? ???????????????, ? ???????????? ? ???????, ??? ???????? ?? ? ??????? ???????? ??????????, ???????????? ??????????????? ???????????? ????????????:

1) ???????? ? ???????????? ? ??????????????, ?. ?. ? ????, ??????????????? ???? ?????? ?????????;

2) ????????? ????? ???????? ?? ??????? ??????, ??????? ?????????? ??? ?? ???????????? ???????;

3) ???????? ? ???????? ? ?????????? ???????????? ? ????????;

4) ????????? ????????????? ???????????? ?????????????.

????????????? ???????????? ??????? ? ???????????????? ????????, ??????? ?????? ????????? ? ??????????? ??????????? ? ??????? ???? ??? ?????? ? ??????????? ?????????? ??????. ?????????? ???????? ?? ????? ????????? ??????? ? ??? ????????????, ?. ?. ????????????? ????????, ?? ??????? ????? ????????????? ? ??????????? ?????????.

????????? ???? ?????? ???????? ????????? ??????, ? ??????? ?????????? ????????? ??????????? ?????. ???????? ????????????? ?????????? ??????? ????????? ???????????? ????????? ????? ?? ??????? ?????????? ???????? ? ????????????. ????? ???????? ?????? ???????? ????????????? ??? ???????????. ?????? ???????????????? ? ????????????? ???????? ?????? ????? ?????????? ??????? ????????? ??????, ?????????????? ??????. ?????? ?????????? ??? ????? ? ???????. ?????? ??? ???????? ??????????, ????? ?????????? ??????, ? ??????????? ????? ???????? ?????????? ?????, ?????, ???????? ? ????????, ?????????? ???????????????? ??????. ?? ???? ????? ?????, ??? ??????? ????????????? ???? ???? ???? ???????? ?????????? ??????????.

?? ?????? ???????? ????? ???? ?????? ???????? ????? ????????? ??? ?????????????? ?????????. ??? ????? ???????? ?????????????? ? ??????????????. ????????????? ????? ?????????, ?? ????? ????????????, ?? ?????? ???????????? ?????????. ?????????????, ??? ?? ?????????????????? ????????, ????? ?????. ?????? ??? ?? ?????? ???????????? ?????????????? ??????.

???????? ? ???????????

???????? ????????? ?????????? ??? ????? ? ????? ????? ????? ?????? ????????, ??? ? ? ????? ?????? ???????????, ?????? ? ????????????? ??????????. ?????????? ?????? ?????????? ? ??????????? ??????????? ??????-???? ?????????????. ???? ?????? ????????? ?? ??????????????? ?????? ? ????? ????, ???? ? ?????? ??. ??? ????? ??????????? ??????????????, ???? ??????????, ??? ???? ????? ???? ?????? ??????????. ? ????? ???? ???? ????? ??????????. ? ??? ???? ??, ??????? ??????, ?????? ??????????? ????????, ??? ??? ???? ???????? ? ????? ????? ?????????? ????????????? ????????, ? ?????? ? ?????????????? ?.

???????????, ????????????? ?????????? ? ??? ?????? ??????????? ??? ????????? ??????, ???????????? ???????????????? ??????? ??????????? ????????? ?????? ???????. ? ????? ????? ???? ???? ????? ?????? ???: ??????, ????????????? ?????????? ? cogito, ergo sum. ???????? ?????????? ???? ???? ?? ???????? ?????????, ?????? ? ????????, ??????????? ???????????, ????????????, ??????? ? ???? ?????????. ??????? ???????? ???????? ????????. ??????? ?????? ???????? ????????????? ??????????????? ????. ???????? ???????? ???????????? ????????? ????. ???? ?? ????? ?? ???????, ??? ? ????????? ?????, res cogitans.

????????? ??????????? ?????? ? ??????????? ????????????? ?? ????????, ??????, ??? ?????? ??????? ?????? ??????????? ??????????????? ????: ??? ?? ????? ?? ????????????, ???? ???? ??????. ? ????????? ?? ???? ? ????????? ????, ?. ?. ????? ??? ????, ??? ? ?? ????, ??? ??? ????????????. ??? ????????? ???? ??????? ???? ????? ?????. ?. ?????? ??????????, ??? ???? ??????????? ?????????????? ? ????? ????????????? ?????. ??? ?? ????? ?? ????? ??????? ???????????, ??? ??? ??? ????? ???????????? ???????? ?? ????. ???????, ?? ???? ???? ? ???? ????? ???????????????. ?????? ?????????????? ????????????? ???? ?? ???? ???????? ??? ??????? ??????? ?????????? ?????????? ????.

?????? ? ????

?? ??????????? ?????????? ???? ?????? ????????? ? ?????? ? ????. ?? ???? ????????? ????????????? ????????????? ??????? ????????. ???????? ????????? ???????? ??? ?????????? ??????????????? ?????????: ??? ???? ?????????????? ????????, ??????? ? ??????? ? ??? ?? ????? ????????????? ???????? ???????? ?????????????, ??? ???????? ????????????? ???????? ????? ????, ?? ?????? ? ????????????.

?????? ??????????????, ???????????? ????????, ????? ??????????? (?????? ???? ?????? ???????? ? ????????????? ?????????): ? ????? ??? ???? ???? ????, ? ???? ???? ?????? ???? ???????, ?? ???????? ????? ???? ?????? ??? ???, ??? ??? ? ????????? ?????? ???? ?????? ?????????? ???? ?? ????????? ???, ??? ???? ??????????? ?? ????????, ?. ?. ? ???????? ???? ?? ?????? ??????????, ??? ? ???????, ??? ??????.

?????? ???????? ??????? ?? ????????????? ????????????? ???? ??? ??????????? ????????????? ?????????????. ?????? ???????, ??? ???, ?? ?????? ??? ?? ???? ?????? ???????? ???????????? ??????, ???????? ??? ?? ????? ?????????? ???????????? ??????? ????????, ? ??????? ?????? ???? ???? ????, ? ????? ?????????? ? ?????????????? ???????. ?? ????, ??????? ???? ??????, ??????? ? ???? ???? ? ????????????? ???????? ????????????? ????. ??? ?? ????? ???? ??????????, ? ??????? ??? ???? ???????, ? ???????????? ??? ????????????? ??????????.

????????? ???????

?????????? ? ????????????? ????????????? ????, ?????? ?????????? ? ???????????? ??? ???????. ??????? ????????? ???????????? ????? ??????????? ??????????, ??????? ????? ????????? ? ????????? ????????????. ?????? ???????? ????????????? ??????? ???????????? ?? ??? ?????????, ??? ?????, ??? ???? ??????????, ??????? ? ???????????? ?????, res extensa. ?????? ???????? ??????? ???????? ?????? ?, ????????, ??????? ??????, ?????????? ?????? ? ??????????, ? ? ????? ????????? ???????????.

??????? ??????? ?? ????????? ????, ??????? ? ?????, ??? ???????? ??????? ??????? ?????? ? ????????. ???????? ?? ???????? ?????????? ? ????? ???????????? ???? ? ?????. ??????? ??????????? ????????? ???????????? ??????? ? ??????? ?? ?????????? ???????, ???? ?????? ????????? ????????????? ????? ? ?????????????? ? ?????????? ???????????? ????? ? ?????????? ?????? ????????. ???????????? ???????? ???????? ?????????????? ????? ?????????? ? ?????????? ?? ?? ???????? ?????? ?????? ???????? ??????????. ??? ?????????? ?? ??????? ???????????, ?????????? ?? ?????????? ???????? ????. ??? ?????????? ??????? ??????????? ???? ?? ?????? ???? ????????? ? ????????? ?? ??????, ?????????? ???????? ???????????. ????? ????, ?????? ??????? ? ?????????? ????????? ?????????? ???????? ? ????. ???? ????????, ??????, ?????????? ?? ??????????? ???????, ? ??????????? ? ??? ?????. ?? ??? ?????? ??????????? ??????????, ????? ?? ????? ??????? ?????????? ?????????????? ???????? ?????????? ? ??????????? ??????.

???? ? ????

????? ??????? ???? ?????? ?????? ???????? ??????? ???????????????? ???????? ??????????. ?? ?????? ?? ??????? ????????, ?????????? ?????????????? ?????????????? ? ?????????? ????? ? ????????? ??????????? ?? ??????? ???????????. ?????????? ??????????? ?????????? ? ????, ?????????? ??????????? ????????? ??????, ?????????? ??????, ????????? ??????? ? ????? ????? ????, ????????????? ?????????? ?????????? ???????? ???????????? ??????? (?????????? ????????? ????), ???????? ? ??????????? ???? ????. ???????? ???? ???????????? ??????????????????? ????? ??????????. ???????? ?????? ??? ? ?? ????????? ? ???. ?????? ???????, ??? ??? ?????? ???????? ??????? ???? ? ????????, ??? ?? ?????????? ? ????????. ??????? ???? ? ????????, ??????, ?? ??????????, ??? ??? ???? ????? ?????????????? ???????????? ??????? ????.

??????-????????

???? ?????? ?????? ???????? ????????? ??????? ? ????????, ?????????? ???????? ????????? ?? ????????? ??????? ????????. ??? ?????? ? ?????????????? ? ???????????????? ????????? ???????? ?????? ???????????? ?????? ? ?????????. ? ??????? ??????? ???????????? ????? ???????????? ??????? ? ??????????????????? ? ???????????? ?????? ???????????? ????.

???????? ????? ??????? ? ?????????? ? ??????

???????????-??????? ?????????? ??????? ???????? ??? ????????? ???????? ???????????????? ?? ??????? ?????? ?????? ?????. ??????? ??????????? ??????? ???????? ??????????? ?????? ???????????: ?? ???? ????? ?????????? ??????? (x, y, z...), ????????????? (a, b, c...), ??????????? ???????? (a2, x-1...).

?????? ???????? ????? ?? ??????? ?????? ?????????: ?? ?????????????? ??????? ?????? ??? ??????????? ????? ????????????? ? ????????????? ??????, ???????? ?????? ? ???????? ?????????????? ?????? ? ???????? ???????? ????????????, ?. ?. ????????????? ????? ???????????? ??????? ? ????????????? ?????????????? ? ???? ???????????? ???? ??????? ????? ????. ?? ??????, ??? ????????? 3-? ??????? ????????? ? ?????????? ????????? (? ????? ?????? ??????? ? ??????? ??????? ? ???????, ???? ??? ????????? ?????????).

???? ?????? ???????? ????? ?? ?????????? ????????????? ????????? (??????? ?? ???????????? ???????????? ? ?????? ?????), ??????????? ???????????????? ??? ????? ? ??????? ?????? ?????????. ???????????? ?? ??????? ????????? ???????? ??? ???.

? ?????? ??????????? (1637), ????????? ??????????????????? ??????? ? ?????????, ?????? ???? ??????? ??????? ?????????? ???????? ? ???????. ?????????? ?????????? ?? ??????: ??? ??????? ?????????? ????? ? ??????????? ??????????? (??????? ?????????? ?????, ??????????? ????? ????????? ??????) ? ??? ??????????? ???????? ??????????, ??????????? ???????????? ?????, ?????????? ???? ???????.

? ??????? ???????? ????????? ?????? ??????? ???????????????? ????? (??????? ????????? ????????? ???????????????) ? ?????, ??????????? ??? ???????? ?????????? ???????????. ??????????????? ?????? (??? ???? ?????? ???????? ?? ???????????????) ?? ???????? ?? ????? ?????????. ? ????? ? ?????????????? ???? (??. ????) ? ??????????? ?????????? ??????? ?????????? ???????? ? ??????????? ? ??????? ??????.

??????????? ??????? ???????? ??????? ?? ???????? ??????????. ? ?????????? ??????? ????????? ???????? ???????? ???????????? ????????????? ?????. ?????????????? ????? ?????? ?????????? ????????? ??? ????????? ?????? ??????? ? ?????????? (???? ???? ???????????? ??? ??????? ?. ??????). ? ????????? ??????? ?????????? ? ?????? ??? ????????.

? ?????? ?? ?????? ????? ??????????? ???????? ????? ?? ??????? ???? ????????? ???? (???????? ? ???????????, 1637). ?. ?????? ???? ????????? ????? ? ??????, ??? ?????? ???????????? ?????? ???????.

??????? ???????

?????? ?????? ????????? ??????? ?? ??????????? ????? ? ?????????. ??????????? ????????? ?????????? ?? ???? ??????? ? ???????? ????????? ??? ?????? ????? (?. ???????), ? ?????????? ?????????? ?? ???? ?????? ? ???? (??. ????, ?. ??). ?????? ????????????? ? ????????????? ????? ? ??????? ? ??????????? ????????????? ????? ????.

???????? ???????? ????? ?????????? ???????? ??????? ? ?????????????? ???? ? ????, ?? ??????? ???????????? ?. ?????????, ?. ??????? ? ??., ? ????? ??? ??????????????? ??????????. ?????? ????????? ?????? ??????? ????????????? ??????????? ??????? (?. ????, ?. ??????, ???? ???????). ? 20 ???? ? ????????? ??????? ????? ?????????? ????????? ?????????????? ????????? ?? ????????? ????????? ???????? ? ??????????? ??????????. (?. ?. ????????)

??? ??? ???? ???????:

??? ???????? ??????????? ? ?????????? ????????? ?????????? ??? ????, ???????????? ?? ???????, ????? ????????? ???? ??????. ???? ??????? ???, ?? ?? ???????? ??? ????????, ????? ?????? ? ??????? ???? ???? ??????? ???????? ?? ??? ?????. ??????? ???? ?????? ? ??????, ??????????? ??????, ??????????? ? ????????? ???????. ? 1612 ???? ?????? ???????? ?????. ?? ?????? ? ??? ?????? ? ????????? ???.

????? ???????? ????? ????????? ???????: ? ?????, ? ?????? ??????? ???????????????, ? ???, ????????????? ??????, ?????????????? ???????? ???????? ???? ??????? ? ??????, ??? ?????? ??????? ?????????? ? ?????? ? ? ?????. ???? ??? ??????????? ???, ????? ?? ???????? ? ????? ? ????. ?? ???????? ????? ? ??????? ??????? ? ???????? ??? ????? ? ???????? ???? ? ??????????. ?? ???? ?? ???????? ??????, ??? ????? ??? ? ??? ????? ?????. ? ????? ??????????? ??? ?????? ??????????? ?????? ?? ???????????????? ? ?????? ? ?????????: ??????????? ??? ???????????? ????? ?????? ???????? ? ???????????.

?????? 1613 ???? ???? ?????? ?????????? ? ?????: ???????? ????????? ????? ???? ???????????? ? ???????????? ????????? ????? ? ???????? ? ??????? ??????????? ??? ????????? ??????? ?????.

? ?????? ???? ???????????? ? ?????? ?????????????? ??????? ?????????, ??????? ?????? ?????????????? ??????????? ? ????? ?????, ??? ?????? ???????? ????????????? ???? ?????????? ????????, ? ??????????? ????????. ?? ????? ? ???????? ???????? ?????????, ??? ?????????? ????? ? ??????? ????????? ?????. ???????? ???????? ???? ???????, ??????, ??????? ?????????, ???? ??????? ??? ????? ?? ???. ????? ???????? ??? ?????????? ????? ? ????? ????? ????????? ???????. ?????? ?? ????? ?????? ? ????????? ?????? ?? ?????????? ? ?????????? ????? ? ???-?????????? ??????????, ??????? ????? ?? ?????? ??????? ? ?????????? ? ???????? ?????????? ? ??????? ???????, ????????? ? ??????? ???????.

? ???? ???????????? ????????? ?????? ?????? ????? ???? ???. ????? ??? ??? ???????? ?????? ???, ???? ????? ???????? ??????? ? ??????? ????. ??????? ???????? ???????? ?? ??????? ????? ????, ??????? ????? ? ?????, ????? ? ??????????????? ? ?????? ?????? ?????? ? ?????????, ??????? ?????? ?????, ???????? ???? ?? ????????, ????? ?????????? ??????, ? ????? ???????????? ??? ?????????????? ???????????. ???????? ???? ?????????????.

? 1617 ???? ???? ?????? ???????? ?????? ????????? ????????????? ?????. ? ?????? ?? ????? ? ?????. ?? ????????? ?? ????????????, ????? ???? ????????? ?? ?????? ????????????, ?? ????? ???? ?? ??????, ????? ???? ? ?????????? ???????????. ??? ???? ?????????????? ????? ? ???-?????????? ?????????? ?? ?????? ????? - ?????? ?????????? ????? ?? ?????????? ??????????? ?????.

? ???????? ???? ??????? ???? ???????: ?10 ?????? 1619 ???? ? ????? ???????? ????????? ????????? ?????????. ?? ???????? ????????, ??? ???????? ?????????, ? ??????? ??????? ????? ??????, ???? ???????? ????? ????????????? ?????????. ???????? ????????????? ????????? ??????? ? ?????????? ??????? ? ????????? ? ??????? ? ????????? ? ???????. ?????? ?????? ????? ???? ???????? ?????????? ????? ????? ??????????? ??????????, ? ??????? ? ?????? ????????? ? ????? ??????????? ????? ???? ???????? ??????. ??? ???????? ????? ????????? ???????? ?? ?????? ??? ??????????, ? ??????? ??????? ??? ????????? ?????, ?? ? ??? ???????????? ????, ? ?????? ??? ??? ?????????????? ????? ??????, ??????? ???? ? ??????? ?????????? ? ??????, ????? ? ?????.

???????????? ?????? ?????? ???? ???????? ??? ??? ????????? ???????? ? ???????? ?? ?????? ??????, ??-????????, ?????? ? ?????????, ??? ? ????? ?????, ???? ?? ??????? ? ??????????, ?????????? ??????? ????? ??????. ???????? ???????????? ? ?????? ? ?????? ?????? ??????? ??????? ? ?????, ????? ? ??????? ? ????????. ? 1623 ???? ???? ?????? ?????????? ? ??????. ????? ????? ??????????? ?? ??????. ? 1625 ???? ?????? ???????????? ?? ???????, ?? ?????? ????? ???????? ?? ? ??????? ? ?????????.

??????????? ? ????????? ??????? ???? ?? ????? ?????? ???????? ???? ?? ?????????????? ????????? ???????? ? ??????? ? ????????? - ???? ? ?????? ??????. ? ????????? ???????????? ???????????? ????????? ??????????, ? ??? ??????? ????????? ??????? ?????????????? ? ????????? ??????? ???????? ??? ????? ????? ??????????? ??????, ?????? ???????????? ? ????? ?????, ??? ??????????? ? ??????.

?????? ????? ???? ?????? ?????????? ???????? ??? ??????? ? ?????? ????????? ?? ?????????, ??, ???????? ?? ???????? ???????, ?????? ? ???? ?? ????. ?? ??????????? ?? ? ????????? ? ?????????????????? ????????. ?????????? ???????, ????????????? ? ???? ? 1629 ???? ? ?????????? ? ????????? ?????? ?????? ???? ?????? ????? (?????????), ? ? ??? ??????? ??????? ???????, ? ????? ???????? ? ??? ??????? ? ?????? ? ?????????? ?? ???????? ??????, ??? ??? ?????? ?????????? ????????? ???? ??????? ????????? ? ???????? ??????????? ? ????????? ?????.

?? ?????? ?? ????????? ? ?????????? ? ???????? ? ??????, ? ????????. ?????? ???? ????????? ???????, ?? ??? ??????, ? ?????????? ?????? ????????????, ?? ??????? ? ???? ????????? ???????? ????????? ? ?????? ? ??????? ????????? ??????????? ?? ?????????? ? ???? ?????? ??????????????? ??????. ???????? ?????? ??????? ?? ?? ??????? ? ??????, ? ??? ??????????? ????????.

? ???????? 1633 ???? ???? ?????? ???????? ????????, ??? ? ???? ????? ??????? ?? ????? ? ??? ?? ??????? ??? ? ??????? ?? ????????? ???????, ????? ????? ???????????? ???????????? ? ?????????. ?????? ?????? ????????? ? ?????????? ? ???? ?????? ?????????????? ???????????? ? ?????????? ? ???????? ????? ???????. ?? ????????? ? ??????? ? ?????????? ? ???????? ???????? ??? ??? ????? ?, ? ???????? ?????? ?????????, ??????? ? ????? ????????, ??? ? ???? ???? ?? ???? ????????? ???? ??????? ???????????, ? ??????????? ?? ?????, ???????? ?? ?????????????? ??????????? ???, ??????? ??? ??????? ?? ?????????? ? ?????????????? ??????, ? ????? ?????????? ?????? ? ??????????? ????, ??? ??? ?????????? ? ??????? ???? ??? ?????? ??? ? ?????? ????????? ??????.

?????? ?? ?? ????? ???????????. ?????? ????? ???? ? ?????? ?????? ????? ???? ????????. ??? ???????? ?? ????? ??????? ?????? ?? ???????? ? ??? ????? ? ???? ?? ?????? ???????? ???????? ? ???????????? ?????????.

? 1634 ???? ???? ?????? ???????? ???????? ?????? ????? ?? ???????? ? ??????????? ?????????. ?? ????????? ????????? ???????? ????????????? ??????, ??? ???????? ???????, ???? ? ??? ???? ??????????? ??????????? ???????????? ?? ??????????????? ??? ???????. ? 1635 ???? ? ???? ???????? ????, ????????. ???????? ? ????? ????? ?????????? ???????? ?????????? ??????????? ???????????????? ?? ??????, ? ??????? ? ?????? ??????? ?????????? ???? ???????????????? ?????????, ? ??????? ????????? ? ?????? ??????????.

?? ?????? ?????? ????? ????? ??????? ?? ??????? ??????: ??????? 15 ??????? 1634 ?????. ?? ? ?????? ??????? ?????? ?? ????????, ?????, ?? ?????? ??????, ???? ??????????. ???????????? ???????? ???? ?? ??????? ? ?????? ???????, ? ??????? ??????, ????? ????, ??????? ??????? ?? ????????? ? ??????? ?????????????, ??? ???????? ?? ???? ???????? ???? ?????? ??? ????????????????. ?? ?????? ??????, ?????? ?????? ??? ???????? ? ????? ????????? ?????. ???????? ???? ???????, ? ?????? ?? ? 1640 ???? ?? ?????????? ???? ??????? ?????? ??? ????.

? ???? 1637 ???? ???? ?????? ???????? ?????, ??????? ?? ?????? ?????????? ??????: ?? ?????? (?????????) ? ?? ?????????, ??????? ?????? ??????????? ? ?????????? ?? ???????? ???????????? ? ???????. ??? ???? ???? ?? ?????? ????? ???, ??, ?? ?????? ??????, ??????? ??????? ? ??????? ???????????? ?????. ???????? ????? ????? ??? ?????????????? ???????????????? ???, ?? ??? ???????????? ? ???????????????? ????????? ?????? ??????????????. ????? ?????????????? ???????? ? ???? ?? ????? ??? ????? ?????????? ????? ????; ?????? ??? ????????? ????, ?? ???????? ?????? ???????? ???????????? ?????.

????????? ?????? ????????? ????? ?????????, ?????? ?????? ??????????? ??????????? ???????, ??? ??? ??? ??? ????? ??????. ??? ????? ?? ???????? ??? ?????????? ??????? ??????, ??????? ?????? ??????????.

??????????? ?????????? ???????? ???? ????????? ? ???????. ??? ?????? ??? ????? ??????? ?????? ???????. ?? ???????, ??? ?? ??????, ????? ?????-???? ??? ???????? ????????? ??? ???????? ? ??? ???? ?? ??? ??????.

? ??????????? ????? ?????? ? ??????????? ??????? ?????? ??????????? ? ????? ????????. ???? ??? ??????? ? ???, ??? ?? ?????????? ????? ????? ????????? ????????? ????????? ??????? ?????????. ???? ???? ????? ????????? ??? ? ??????? ??????, ?????? ? ???? ????? ???? ?????? ??????? ???????????? ????????? ??? ????????????? ? ??????????????. ?????? ?? ??????? ? ????????, ?? ????????? ??????? ???????? ???????? ????? ??? ???????? ???????? ? ???????? ??????: ?? ???? ?????? ???????????? ? ???????? ??????? ??????? ??? ?????????, ? ??????????? ?? ????, ????????? ? ???? ? ????????? ??????????? ?????. ???? ???? ??? ??????????? ???????? ??? ???????? ???????, ?? ?? ???? ???????? ???????????? ?????????? ???????????.

?????? ? 1644 ???? ???? ?????? ????? ????? ???????? ????????? ??? ????????? ??????? ??????????. ? ????, ???????, ????? ????????? ??????? ? ???? (???????), ??????? ?? ??????????? ?????? ??? ? 1633 ????. ? ???? ????????? ?? ??????? ??????????? ????????? ???????? ?????? ???????, ?????????????? ????? ???????????????? ???????? ????? ?? ?????? ???????? ??????? ????? ?????????. ??? ? ???????????? ? ??????? ?????? ??????? ??????? ???????????? ???????? ?????????, ?????????? ? ?????????????? ?????? ?? ???, ? ??? ????? ? ? ????????? ?? ??????????. ?????? ? ???? ???????? ???????? ??????????, ??? ???? ??????? ??? ???? ?????. ?????? ?????????? ????????? ???????: ?? ????? ? ????????????? ??????????. ????? ??????????? ???? ?????? ?? ??????? ???????????, ?. ?????? ??????? ? ????????????? ???? ? ???????? ????, ????????? ?????. ?? ???????? ??????????? ?? ???????, ??? ?????????? ?????????????????? ???????? ??????? ???????. ?????? ?????? ??????, ?????? ???? ? ???????????? ????????? ????? ???????? ? ??????? ? ??????? ??? ? ?????????????.

??????? ??????? ? ??? ?????? ?????????????, ???????????? ????????????, ??????????? ??? ????????? ?????, ?????? ? ??????? ?????????. ????? ??????? ????????? ? ??????????? ????????, ?????????????? ???? ? ?????? ??? ????????. ?????????????? ???????????? ?????? ??????????? ???????? ??????? ??? ????????. ??????? ??????? ??????? ? ???, ??? ?????? ????? ??????? ?? ??????????? ?????? ?????????? ?????????? ? ????? ? ??? ?? ????????? ?? ??? ???, ???? ??????? ? ??????? ????????? ?? ??????? ????????? ????? ??????????.

??????? ???????, ?????????????? ????, ??????????? ? ?????????: ????? ???? ???? ???????????? ? ??????, ??? ????? ???????? ??? ???? ??????? ????????, ??????? ???? ???????????? ????????, ? ?????? ? ???? ???? ???????, ????????? ??? ???????? ???? ??????????? ?????????.

?? ???? ???????? ??????? ? ????????, ??? ???? ??? ???????? ???? ??? ???? ???? ????? ?????????????? ? ???? ?????? ????? ? ??? ?????????? ??????????... ?? ?????? ????????, ??????? ?? ???? ? ?????-???? ???? ????????, ??? ?? ????? ?????? ?? ?????? ???? ?? ??????????? ????????? ?????????? ???? ?? ?????? ??????.

? ???? ?????????? ?????? ??????????? ???????????? ?????? ??????? ? ?????? ?????????? ?????????? ????????. ? ??????? ?? ??????? ?????? ??????????? ?? ???????? ?????????, ??????? ??, ????? ??????, ????? ?????? ? ???????? ? ?????????????? ??????, ? ????????? ? ??????????? ???????????? ???????? ?? ??????. ?????? ??? ???????????? ??? ?????????? ?? ????????????, ?? ??????? ?? ? ????????? ???????????? ? ?????????????? ????????, ? ?????? ? ?????????, ?? ????????? ???????? ?????????? ????? ???????.

?? ????? ?????????? ??????? ?????, ??? ????????? ?????? ?????? ??????????????? ?? ????????? (??????????? ????????), ??????, ????????? ???????? ? ???????????? ???????? ??? ???????? ??? ???????????? ??????? ??????. ????? ???????????? ??? ??????????? ? ????????, ? ????? ? ????? ?? ????? ???? ??????? ?? ????????? ????? ?????????? ???????????: ?????? ?????????? ? ??????????????, ??? ?????? ??????????? ?????????? ? ???????? ?????? ???????? ??? ? ?????????? ????????, ????? ?? ???????? ????? ????? ? ????? ?? ???????? ????? ?????????.

??????? ???????, ?????? ??????????, ??? ??????? ???? ??????? ?? ??? ????????. ? ??????? ??????? ??????????? ???????????? ?????? ???????, ??? ????? ??????????? ??????????? ? ????????????: ????????, ??? ??????? ???????? ??????, ???, ???? ???? ?????? ? ????????, ??? ????? ??????????, ????? ??? ??? ?????????? ? ??? ?? ????????? ? ? ??????????? ??? ?? ?????? ?????, ???? ??? ?? ????? ??????????? ??? ????????? ?????-???? ?????? ?????????.

???? ??????? ?????????? ???????? ?? ???????? ? ??????????? ??? ????? ????????? ? ???????, ???, ?? ??? ?????????????, ? ???? ??????? ??? ? ?????? ???????? ???????? ???????????: ???? ????? ??????? ???????? ????? ??????, ??? ? ?????????? ? ?. ?. ? ?????????? ??? ????????? ????????? ????????? ?????????? ???????. ???????? ?? ????????? ?????, ??? ?? ??? ? ???? ???????, ? ??? ??????? ? ???? ???????? ? ????????? ?????? ???????. ??????? ??? ???????? ???? ???????????? ? ??????????????, ? ?????????? ???? ???????? ??????? ????????? ? ?????????????.

? ?????? ???? ??????? ??? ????? ?????, ??? ????? ?????, ??????????? ?? ?????????? ????? ???????. ??? ??????? ???? ???????? ? ????????? ? ?????????????? ??????????????? ??????. ????? ?????????? ????????? ???????? ? ??????? ????? ???????? ??????????????, ?? ?????????? ???????????? ????? ??????? ? ????????. ????????????? ????????? ??????? ???????? ???? ? ???????? ?????? ?, ???? ? ? ???????????????? ?????, ??????????? ?? ?????? ???????.

?????????? ??????? ? ???? ?????? ??????????????? ??????? ???????. ?????? ?? ????? ?????, ? ??????? ???????? ????????? ?????? ?? ??????????? ????????? ??? ?????????. ???? ????????, ??? ???????? ???? ?? ??????? ?????? ? ???????????? ? ????? ?????? ??? ?????????, ? ????????? ??????? ??, ??? ? ??? ??? ?????? ??????????????? ???????.

? 1645 ???? ?????? ???????????? ? ???????? ????????? ? ?????????, ??????? ?????? ? ???????????? ? ??????? ????????? ??? ???? ?????????? ????? ? ?? ??????? ??? ???????? ?????? ? ????????? ???????? ????????. ?? ?????????? ? ??????? ? ?????? ????????.

? 1648 ???? ???? ?????? ??? ?????? ? ?????. ??? ??? ?????? ??????????? ?? ??????? ?? ????? ?????????? ? ?????????. ?????? ???, ? 1644 ? 1647 ?????, ???? ??????? ? ????????? ?? ??????????. ?? ?????? ?????? ??????????? ?????? ??????????? ??????? ? ????????? ???????? ?????? ? ??? ?????? ??????. ? ??? 1648 ???? ?????? ??????? ?????? ??????????? ???????? ? ??????????? ??? ????? ?????? ? ???????????? ??????? ? ?????, ??? ??? ??????? ?????????? ?? ?????-?? ?????? ?????????. ?????? 27 ??????? ?? ?????? ????????? ?????????, ? ?????? ???????? ????????? ? ?????????.

?????? ??? ????? ? ???????. ? ??????? ??, ??? ????? ?????? ? ??? ???????, ????????????? ????????, ??????, ?? ?????? ?????, ???????????? ????????? ??? ???????. ? ??????? ???????? ???? ?????? ???????? ? ??????????, ??? ??? ????? ?????? ? ?????, ????????? ? ??????????? ?????? ?????. ?? ? ????? ??????? ????? ?? ?????????? ?????????? ? ??????? ????????????.

????????? ??????? ? ???? ??????? ????? ??????????, ? ?????, ??????? ???????????. ?? ???? ??????? ?????? ?????? ??????? - ?????? ???? ???????? ???? ???????????? ??????????? ? ????????? ??????, ??, ??-????????, ?? ?? ???? ?????? ???????, ??? ?????? ??????.

????????? ? ???????????? ? ???????, ????????????? ??? ????????? ?????????? ?????? ?????? ???????, ??????, ??????????? ? ??????? ??????, ??????????? ? ????????? ? ?????????? ??????????. ?????? ???????? ????? ???????: ?????? ???????? ????????????? ?? ????????? ? ?????????? ??????? ????????, ????? ????????? ????????? ? ???????????? ?????? ??????.

????????, ????? ????????? ? ??????????? ? ????? ???????? ????, ??? ??????, ??????? ??????? ? ???????????, ?????????? ????? ????????? ? ??? ?????????, ?????? ?? ??????????? ??? ??????????, ???????? ???????? ???????? ? ??????? ???????? ????? ???? ? ??????, ??? ????? ?? ???. ? ??????? 1649 ???? ?????? ?????? ? ?????????.

??? ?????? ????? ??????? ??????? ???????? ????? ???????? ??? ?? ????????? ??? ????????. ?????????????? ???????? ??? ? ?????? ????????? ????????? ???????????; ????? ????, ???????? ??????? ???????? ??? ???????? ???????? ? ?????????.

?????? ? ??? ???????? ?????????? ?????????? ??? ? ????????????[en] ???????? ?????? ???? ??? ????????? ????? ?????. ??? ?????, ??? ? ???????? ?????????? ????? ?????????? ?? ?????? ???????, ? ???????? ?????????? ???????? ??? ????? ??????? ???? ????? ????. ??????, ???????? ???? ??? ???????????-??????? ?????????, ????? ??????? ??? ????????, ?????????? ? ??????? ?? ???????? ????, ????????? ??? ? ??????? ???????? ???? ??????? ?? ???????? ???????????? ?? ??????, ?????? ??? ??????????? ????????? ????? ???????, ???????? ?? ???? ?????? ????? ????. ???? ?????? ?????????? ???????. ? ???? ?? ????? ??????? ???? ?????? ??????????? ? ?? ??????????? ?? ?????? ????: ? ???? ???????????? ?????????? ??????.

???? ?????? ????????? 11 ??????? 1650 ???? ? ??????????, ?? ??????? ???? ???????[en]. (????? ?. ?. 100 ??????? ??????. - ?.: ????, 2000)

  • ???????? ?????? ?????????? ?????? ?? ????? ?? ????? ? (? ??????).
  • ??????? ????? ?????????? ????? ??????? ?? ??????? ?? ????? ?.
  • ???????? ??????? ???? ?? ????? ? (? ???????).
  • ???????? ???????? ?????-???????? ?? ????? ? (? ???????).
  • ???????? ??????? ??????? (? ???????).
  • 100 ????? ???????????????? ??????? ???????.
  • 250 ??????????? ???????.
  • 100 ????? ???????????????? ??????? ???[en].
  • ? ???? ???? ????? ? ???????????

    ?????????????? ? ?????????, ????????? ?????????????, ??????????????.

    ???????????[en] ?????????

    ?????????? (?? ?????????? astron ? ?????? ? logos ? ?????, ??????) ? ?????? ? ??????????? ???????? ?????? ?? ?????? ??? ? ???????? (??? ???????????, ????????, ???????? ? ???????), ??????? ???????????? ????? ??????? ???????? ?? ???????? ????? ? ???????? ???????????? ?????? (????????????) ? ?????? ?????? ??????? (??. ????????). ?????????? ???????? ? ????????? (??????????? ???????? ?????????? ? ??????), ???? ????? ??????? ? ??????????? ???????? ? ?????????? ??????????. ???????? ??????? ??????????????? ? ??????? ??????? (?????? ????????? ? ?? ?????? 2-1 ????? ?? ????? ???). ? ???????? ?????????? ??? ????????????? ?????????? ????????? ????????? ????????????. ???????? ??????????, ????????? ????????????? ???????? ? 9-10 ?????, ? 12 ???? ???????? ? ??????, ??? ?????????? ?????????? ???????? ?? ???????? 17 ???? ? ????? ??????????? ? ???????????????? ?????????????????? ??????? ????.

    ??????????? ???????? ? ?????????? ????????? ????? 1-? ??????? ?????, ???????? ?????????? ??????????? ? ??????? ???????????? ? ??????????????? ??????? ? ?. ?. ? ???????? 20 ???? ?????????? ????? ????????? ????????????.

    ??????? ???????????? ???????.
??????????? ??????? ????????, ?????????????, ?????????? ? ????????! ???????? +1 ? ????? :) ? ???? ???? ???????? ???????????.

????????????? ???????:

????? ??? ???-?????? ??????????:

????? ?????

???? ??? ???????, ????????? ??? ???????? ??????? ??????????!
????, ???????????, ?????????????, SEO-??????, ???????, ?????????????? ?????????, ? ?.?. ?????????. ?????????? ???????.

??????? ? ??????????? ?? ?????? "?????????", ? ??? ???????? ?? ????????? ???????????? ??????: ?? ???? ???????? - ????? ?????? ?? ??????? ? ????? ?? ??????????. ??? ??? ?????? ?? ????? ? ?? ????? ???????, ??? ?????? ????? ??????????? ? ?????? ??? ????????????. ??, ????????????? ????, ??????? ?????? ??????? ???, ???-??? ?????? ?????? - ????? ???? ???. ????? ?? ????????? ??????? ?? ????... ?? ??? ?? ???????????? ????????????? ? ??? ????????? ????????, ??? ?? ?????? (????????? ?????????, ??????????? ??????? ? ?????-?????????, ??????? ?????? ???????)

???????? ?????????????????? | ???????? ?? ??????? ?????


имя рене декарт
Декарт, Рене - это... Что такое Декарт, Рене?

Рене? Дека?рт (фр. Ren? Descartes [???ne de?ka?t], лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Биография

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.

Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где его учителем был Жан Франсуа. В коллеже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда — учеником, позже — священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) — сначала в революционной Голландии (в те годы — союзнице Франции), затем в Германии, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). В Голландии в 1618 г. Декарт познакомился с выдающимся физиком и натурфилософом Исааком Бекманом, оказавшим значительное влияние на его формирование как учёного. Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе, где, помимо прочего, открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.

Затем — ещё несколько лет участия в войне (осада Ля-Рошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет.

Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 году он заканчивает свою первую, программную книгу под названием «Мир» (Le Monde), состоящую из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент для издания был неудачным — годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Он писал Мерсенну об осуждении Галилея:

Это меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мере никому их не показывать; ибо я не в состоянии был вообразить себе, что он, итальянец, пользовавшийся расположением даже Папы, мог быть осуждён за то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли… Признаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моей философии, так как они явно ведут к этому же заключению.

Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта:

В «Первоначалах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:

  • Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
  • В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
  • Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.

Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко.

В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины); смерть дочери Декарт расценил как величайшее горе в своей жизни.

В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза о его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта были сходны с симптомами, возникающими при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный[1], а затем поддержал Теодор Эберт[2][3]. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году).

Гробница Декарта (справа — эпитафия), в церкви Сен-Жермен де Пре

К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.

Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены из Стокгольма в Париж и захоронены в часовне аббатства Сен-Жермен де Пре. Хотя Национальный конвент ещё в 1792 году планировал перенести прах Декарта в Пантеон, сейчас, спустя два с лишним века, он всё так же продолжает покоиться в часовне аббатства.

В честь учёного назван кратер на Луне.

Научная деятельность

Математика

«Рассуждение о методе» Декарта

В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»).

В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях — многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе — правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.

Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные — x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части — ноль).

Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку и мере».

Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математикам.

В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой — с помощью уравнения — был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его.

Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд «механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует.

Комплексные числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с положительными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c… у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева.

Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего — английскими, для которых геометрические построения — чисто вспомогательный приём.

Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке. Приложение «Геометрия» было, однако, тут же переведено на латинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.

Механика и физика

Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике, оптике и общему строению Вселенной. Физика Декарта, в отличие от его метафизики, была материалистической: Вселенная целиком заполнена движущейся материей и в своих проявлениях самодостаточна. Неделимых атомов и пустоты Декарт не признавал и в своих трудах резко критиковал атомистов, как античных, так и современных ему. Кроме обычной материи, Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма.

Основными видами движения Декарт считал движение по инерции, которое сформулировал (1644) так же, как позднее Ньютон, и материальные вихри, возникающие при взаимодействии одной материи с другой[4]. Взаимодействие он рассматривал чисто механически, как соударение. Декарт ввёл понятие количества движения, сформулировал (в нестрогой формулировке) закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неточно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).

В 1637 году вышла в свет «Диоптрика», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Декарт первый математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

Исследовал законы удара. Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. Теплоту и теплопередачу Декарт совершенно правильно рассматривал как происходящую от движения мелких частиц вещества[4].

Другие научные достижения

  • Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
  • Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.

Философия

Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.

Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия.

В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству, представленному

школами.

Метод радикального сомнения

Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. Выдающейся чертой французского ума всегда был скептицизм, равно как и стремление к математической точности знаний. В эпоху Возрождения французы Монтень и Шаррон талантливо пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона. Математические же науки в XVII столетии во Франции процветали.

Скептицизм и поиски идеальной математической точности — два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряжённого стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины. Им совершенно противоположны:

  • с одной стороны — эмпиризм, довольствующийся истиной приблизительной и относительной,
  • с другой — мистицизм, находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании.

Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.

Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалах философии» следующим образом:

Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это — лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся.

Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания — не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.

Прежде всего, разбирая смысл положения «cogito, ergo sum», Декарт устанавливает критерий достоверности. Почему известное положение ума безусловно достоверно? Никакого другого критерия, кроме психологического, внутреннего критерия ясности и раздельности представления, мы не имеем. В нашем бытии как мыслящего существа убеждает нас не опыт, а лишь отчётливое разложение непосредственного факта самосознания на два одинаково неизбежных и ясных представления, или идеи, — мышления и бытия. Против силлогизма как источника новых знаний Декарт вооружается почти так же энергично, как ранее Бэкон, считая его не орудием открытия новых фактов, а лишь средством изложения истин уже известных, добытых другими путями. Соединение упомянутых идей в сознании есть, таким образом, не умозаключение, а синтез, есть акт творчества, так же как усмотрение величины суммы углов треугольника в геометрии. Декарт первый намекнул на значение вопроса, игравшего затем главную роль у Канта, — именно вопроса о значении априорных синтетических суждений.

Доказательство существования Бога

Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берётся затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.

Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:

  • во-первых, как источника самой идеи о нём — это доказательство, так сказать, психологическое;
  • во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, — это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».

Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всём своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. — субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.

Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта всё тот же математический или геометрический строй представлений: тела суть протяжённые величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своём, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признаёт мышление главным атрибутом духовной субстанции.

Обе эти субстанции — дух и материя — для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.

Этические взгляды

Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumi?re naturelle).

В «Рассуждение о методе» («Discours de la m?thode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:

  • идея «совершенного существа как истинного объекта любви»;
  • идея «противоположности духа материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного;
  • идея «бесконечности вселенной», предписывающая «возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью»;
  • наконец, идея «солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу».

В письмах к Шаню, по просьбе королевы Кристины, Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:

  • «Что такое любовь?»
  • «Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума?»
  • «Какая крайность хуже — беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть?»

Отличая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви — любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, всё же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть — признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, кто заглушает свою совесть посредством вина и табака. Фуллье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.

Экзистенциальная парадигма

С точки зрения Мамардашвили, Декарта можно отнести к основоположникам ранней экзистенциальной традиции .

Декарт, как и Хайдеггер, выделял два модуса существования, в его терминологии — прямой и криволинейный. Последний определяется отсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор его распространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей с породившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизм длящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, что даёт человеку возможность действовать в контексте свободной необходимости.

Несмотря на кажущийся парадокс, это наиболее экологичная форма жизнедеятельности, поскольку через необходимость она определяет оптимальное аутентичное состояние здесь-и-сейчас. Равно как Бог в процессе творения не имел над собой никаких законов, объясняет Декарт, так и человек трансцендирует то, что не может в этот момент, на этом шаге быть другим.

Переход от одного состояния к другому происходит через нахождение в фиксированных точках избыточности — помещение в свою жизнь понятий, таких как добродетель, любовь и т. д., не имеющих причин к своему существованию помимо той, которая извлекается из человеческой души. Неизбежность существования в социуме предполагает наличие «маски», которая предотвращает нивелирование медитативного опыта в процессе продолжающейся социализации.

Помимо описания модели человеческого бытия, Декарт также даёт возможность её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создать мир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта — теперь, (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.

Основные труды в русском переводе

  • Декарт Р. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989.
    • Том 1. Серия: Философское наследие, том 106.
      • Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта (3).
      • Правила для руководства ума (77).
      • Разыскание истины посредством естественного света (154).
      • Мир, или Трактат о свете (179).
      • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (250).
      • Первоначала философии (297).
      • Описание человеческого тела. об образовании животного (423).
      • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть (461).
      • Страсти души (481).
      • Небольшие сочинения 1619—1621 гг. (573).
      • Из переписки 1619—1643 гг. (581).
    • Том 2. Серия: Философское наследие, том 119.
      • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом (3).
      • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора (73).
      • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции (418).
      • Беседа с Бурманом (447).
      • Из переписки 1643—1649 гг. (489).
  • Декарт Р. Геометрия. С приложением избранных работ П. Ферма и переписки Декарта. М.-Л.: Гостехиздат, 1938. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р. Космогония: Два трактата. М.-Л.: Гостехиздат, 1934. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р. Первоначала философии (1644)
  • Декарт Р. Размышления о первой философии… (1641) текст
  • Ренэ Декарт. Рассуждение о методе…" (1637) Издательство Академии Наук СССР, 1953. Серия: Классики науки, 655 с..
  • Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат., М.: Академический проект, 2011. 335 с., Серия «Философские технологии», 1500 экз., ISBN 978-5-8291-1327-8.
  • Рене Декарт. Сочинения в библиотеке Я. Кротова.

Переводчики Декарта на русский язык

Интересные факты

  • Великий физиолог И. П. Павлов поставил памятник-бюст[5] Декарту возле своей лаборатории (Колтуши), потому что считал его предтечей своих исследований.

См. также

Примечания

  • Асмус В. Ф. Декарт. М.: 1956.
  • Барабанов О. О., Петрова Е. В. Два математических письма Декарта принцессе Елизавете Богемской // История науки и техники, № 1, 2011, С. 20-32.
  • Барабанов О. О., Барабанова Л. П. История теоремы Декарта о кругах // История науки и техники, № 5, 2011, С. 2-15.
  • Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта) / Ответственный редактор Мотрошилова Н.В.. — М.: ЦОП Института философии РАН, 1997. — 181 с. — (Научное издание). — 500 экз. — ISBN 5-201-01958-7
  • Декарт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах, том II, М.: Наука, 1970 Математика XVII столетия.
  • Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. М.: Наука, 1993.
  • Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.
  • Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Глава 7: Картезианское естествознание. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). — 352 с. — (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). — ISBN 978-5-397-01479-3.
  • Ляткер Я. А. Декарт. М.: Мысль, 1975.
  • Мамардашвили М. Картезианские размышления.
  • Матвиевская Г. П. Рене Декарт, 1596—1650. М.: Наука, 1976.
  • Никифоровский В. А. Из истории алгебры XVI-XVII вв. — М.: Наука, 1979. — С. 119-160. — 208 с. — (История науки и техники).
  • Яновская С. А. О роли математической строгости в творческом развитии математики и специально о «Геометрии» Декарта. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 151—184.
  • Le Gaufey, Guy. L’incompletude du symbolique: De Rene Descartes a Jacques Lacan. Paris: Distique, 1991.
  • Фролова Е. А. Декарт и некоторые аспекты концепций человека в средневековой арабской философии // Сравнительная философия. М., 2000. С.229-244.
  • Фролова Е. А. Проблема Декарта в современной арабской философии. // Вопросы философии. 1969. № 5.
Рене Декарт - человек, который подарил миру координаты
Рене Декарт

Все мы еще со школы знаем утверждение Ньютона: "Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов". Одним из этих "гигантов", ученых-предшественников, был Рене Декарт.

Глава 1. Детство Декарта и краткая история семьи

Рене появился на свет 31 марта 1596 г. в городе Лаэ, находящемся в провинции Турень. Отец принадлежал к старинному дворянскому роду, но не слишком богатому. Иоахим Декарт являлся членом парламента и служил судьей в бретонском Высшем суде в городке Ренн (620 км от дома). Поэтому семья его видела только полгода. Мать, Жанна Брошар, была дочерью наместника короля в провинции. Один из родственников Рене, Пьер Декарт, был доктором медицины, а другой изучал почечные болезни и слыл прекрасным хирургом. Декарт был третьим ребенком в семье. Его мать умерла через год после его рождения. Отец передал детей на попечение бабушки по матери, поэтому Рене до 10 лет воспитывался у нее вместе с братом Пьером и сестрой Жанной.

Глава 2. Школьные годы чудесные

Декарт с детства отличался любопытством и задавал столько вопросов, что отец прозвал его "маленьким философом". В 1606 г., в возрасте 10 лет Рене отправился в иезуитскую коллегию города Ла Флеш. Это учебное заведение было основано, чтобы выпускать образованных священников, способных восстановить престиж католической церкви. Ирония судьбы, именно из этих стен вышел человек, который призвал всех искать истину о мире не на страницах Библии, а с помощью личных исследований и наблюдений. И хоть раз жизни усомниться во всех вещах. Он изучал древние языки (латынь и греческий), произведения античных и средневековых писателей, правила риторики, философию, логику, этику, метафизику, математику и физику. Коллегия Ла Флеш славилась углубленным изучением математических дисциплин. Декарт писал, что ему очень нравилась математика из-за ее достоверности, но он абсолютно не понимал, как ее применить в повседневной жизни, кроме как в ремеслах. Именно здесь Рене, имевший значительные математические способности, начал изучать геометрию и алгебру, навигацию и фортификацию. Это объяснялось тем, что все ученики были из дворянских родов, а младшие сыновья после окончания школы могли стать либо священниками, либо военными.

Глава 3. Его университеты

В 1613 г. Рене завершает обучение в Коллегии. Не имея склонности ни к военной карьере, ни к духовной, он решает немного развлечься в Париже, примыкает к "золотой молодежи", ведет веселый образ жизни. Даже увлекается карточной игрой, но его привлекала необходимость производить математические вычисления, а не возможность выигрыша.

Через полтора года он полностью утратил интерес к светской жизни. Декарт на некоторое время заперся в доме на улице Фобур Сен-Жермен, попытавшись написать трактат "О божестве". Затем он поступает в университет Пуатье для изучения права и медицины. В 1616 г. Рене получает степень бакалавра права, однако и юридическая стезя его не привлекает. На что его отец иронично замечает, что, видимо, он годится только на писательство. Нужно также заметить, что Рене еще много раз был студентом: в 1618 г., будучи в Голландии, поступил в военное училище в Бреде, в 1629 г. он изучал философию в университете Франекера, в 1630 г. – математику в Лейденском университете. И везде, как и в Коллегии, его раздражало засилье схоластических методов, которые признавали только умозрительные размышления о сути вещей, подкрепленные лишь цитатами из Библии и уже существующих научных трактатов.

Глава 4. Книга жизни

Декарт понял, что познать истину о природе и человеке можно только путем непрерывных наблюдений и размышлений. Поэтому почти десять лет он путешествовал по Европе, терзаемой Тридцатилетней войной. Передвигаться в одиночку было опасно, поэтому Рене придумал интересное решение. Он поступал волонтером-офицером (без оплаты) в разные армии, чтобы не иметь обязанностей. Декарт жил на ренту от земельных угодий, доставшихся в наследство от матери, а потому мог обойтись и без "зарплаты".

Для первого путешествия им была выбрана Голландия, на тот момент передовая буржуазная держава, известная свой веротерпимостью и интенсивным развитием экономики. Сюда стекались вольнодумцы со всей Европы, здесь публиковались самые последние открытия, которые в католических странах сразу попадали в "Индекс запрещенных книг".

В 1618 г. произошло его знакомство с директором Дортрехтской школы и доктором медицины И.Бекманом. Одна история рассказывает, что тот от отчаяния написал на уличной стене трудную математическую задачу, с которой долго не мог справиться, а проходивший мимо Декарт решил ее в тот же день. Бекман обладал обширными знаниями и подтолкнул Рене к научным изысканиям, извлекши из праздности и заставив вспомнить, что тот учил раньше. Уже в конце года появилось сочинение "О музыке", с благодарностью Бекману.

В 1619-21 гг. он побывал в Германии и близлежащих странах. В 1622-28 гг. Рене был в Париже, ведя снова рассеянный светский образ жизни. Правда, в 1623-24 гг. он побывал в Италии и Швейцарии, специально посетив Рим. Нужно сказать, что именно Декарт подал идею нумеровать сидения в парижских операх и театрах, чтобы избежать драк и скандалов за самые лучшие места. Современники считали это гениальным решением, а для нас билет с указанием ряда и места – это обычное дело.

В конце 1620-х в Париже он подружился с М.Мерсенном. В то время не существовало журналов, поэтому узнавать об открытиях или идеях коллег можно было только в процессе приватной переписки. Мерсенн был центром такого общения во Франции.

Рене охотно делился своими умозаключениями с друзьями, и те уговаривали его приступить к написанию трактата. Как он сам говорит, ему это казалось таким трудным, что он все не решался на это, пока кто-то не пустил слух, что работа уже создана. После этого пришлось ее все-таки создать.

Глава 5. Слова, слова, слова…

Лучше всего для работы над трактатом подходила Голландия. Туда Декарт и отправился в 1628 г. Будучи по жизни беспокойным и малоразговорчивым ипохондриком, он постоянно менял свое место жительство. Так начались 20 лет непрерывной научной деятельности Рене Декарта, когда он каждый день подтверждал свое известнейшее изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".

Здесь он начал писать "Правила для руководства ума", которые забросил в 1629 г., приступив к работе над огромным произведением "Мир". Задача перед ним стояла масштабная – нарисовать и объяснить картину мироздания. К 1633 г. работа была завершена, но Декарт, как добрый католик и весьма осторожный человек, решил не публиковать ее, ведь она основывалась на тех же принципах, что и печальноизвестный труд Галилея. Часть труда вошла затем в сочинение "Размышление о методе", опубликованное в 1637 г. Оно стало основой для законов логики и философского течения картезианства. В нем философ затронул вопросы о научном методе, о науках и способах их дальнейшего развития, о морали, существовании Бога и бессмертии души. К трактату прилагались работы: "Диоптрика", "Метеоры", "Геометрия".

Когда он жил в Амстердаме, то познакомился с простолюдинкой-служанкой Еленой Янс. В 1635 г. у них родилась дочь Франсина. Любопытно, что ученый и историк Джон Магаффи попытался связать воедино два факта: в 1634 г. Декарт создает эссе "О человеке и образовании зародыша", а в одной из личных книг ученого была найдена запись "Зачата 15.10.1634 г.". До сих пор никто не может сказать, был ли этот ребенок плодом любви или любознательности Рене Декарта. Впрочем, он был к ней весьма привязан, хотя и представлял ее всем, как свою племянницу. Дочь умерла от скарлатины в 5 лет, что причинило ему большую боль. Практически в это же время ушли из жизни отец и сестра Жанна. Только работа отвлекает от грустных дум. В 1641 г. публикуется трактат "Размышления о первой философии", в 1644 г. – "Первоначала философии". В 1648 г. Декарт дописал "Описание человеческого тела. Об образовании животного", но не опубликовал. При его написании ученый сам препарировал животных, не полагаясь на анатомические атласы и имеющиеся труды. В 1649 г. он издал "Страсти души", которые, несмотря на название, достойное любовного романа, рассказывали о духовных и телесных качествах человека.

Глава 7. Нет пророка в своем отечестве

В 1640-е годы его идеи нашли много приверженцев. Его друзьями считались Б.Паскаль, П.Гассенди, Т.Гоббс, А.Арно. Картезианцами объявили себя профессоры Х.Ренери и Х.Деруа из Утрехта и А.Хеерборд из Лейпцига. На него началась травля со стороны церкви, ведь в опасности были привычные схоластические традиции. Противниками Декарта были голландский профессор Г.Воэций и парижский математик Ж.Роберваль. После смерти ученого появился указ Людовика XIV, согласно которому запрещалось преподавать картезианство в школах Франции. Тем не менее, его труды оказали влияние на работы ученых следующего поколения: Б.Спинозы, Н. Мальбранша, И.Канта, Д.Локка, Г. Лейбница, А.Арно, Э.Гуссерля.

Глава 8. "Пора в путь, душа моя!"

Чтобы уехать из этой "зоны боевых действий", ученый принимает в 1649 г. приглашение королевы Христины, которая не просто просила его приехать, а даже прислала за ним корабль. Ей очень хотелось создать в Стокгольме Академию наук и стать первой королевой-философом. Но всего за несколько месяцев слишком суровый климат и нарушение привычного режима дня (королева требовала занятий в 5 утра) привели к пневмонии. Ученый жаловался, что шведская зима настолько сурова, что здесь у человека даже мысли промерзают. Декарт признавал только два лекарства: отдых и диета, а потому запустил болезнь. Его друзья долго не верили в его смерть, ведь ему еще не исполнилось и 54 лет. Об отравлении мяшьяком шептались одно время придворные Христины, да и надпись на могильной плите ученого была двусмысленная: "Он заплатил за нападки соперников своей невинной жизнью".

В 1666 г. Франция все-таки спохватилась и решила, что место Декарта на родной земле. Останки перевезли, но исчез череп. Во время Французской революции гроб опять перезахоронили, теперь он в часовне церкви Сен-Жермен-де-Пре, где туристы могут увидеть черную мраморную плиту с надписью "Renatus Cartesius". Череп всплыл через какое-то время на аукционе и был передан Франции, теперь он хранится в парижском Музее человека. Так голова и тело ученого оказались разделены Сеной. В этом тоже есть какая-то ирония, ведь и при жизни Рене Декарт отделял требования рассудка от желаний тела, уделяя больше времени науке, нежели проявлению человеческих чувств.

Глава 9. За что должны поблагодарить Декарта

- математики: благодаря ему появились аналитическая геометрия, термины "мнимое число" и "действительное число", привычные обозначения степеней и переменных значений x, y, z, теория касательных к кривым, формулы для расчета объемов тел вращения; основы теории уравнений, связь между величиной и функцией, прямолинейная система координат. В его честь названы координаты, овал, парабола и лист; - философы: сформулировал философский метод "радикальное сомнение" и рационализм Нового Времени; - физики: поставил вопрос о научном объяснении возникновения Солнечной Системы; создал первую теорию радуги и формулы для определения центра тяжести тел вращения, сформулировал закон преломления света на границе различных сред, понятие "инерция тела", практически совпавшее с ньютоновским. Появилась возможность усовершенствовать оптические приборы, а потому астрономы назвали в его честь лунный кратер;

- медики: сформулировал теорию об организме, как о сложном механизме; ввел понятие "рефлекс", за что его особо отблагодарил академик И.П.Павлов, поставив бюст ученого возле своей лаборатории. Создал описание анатомии глаза, почти не уступающее современному.

Биография Рене Декарта
Рене Декарт

Декарт Рене (31.03.1596 – 11.02.1650) – французский философ, физик, математик, механик. Создал аналитическую геометрию, алгебраические символы, механицизм, метод радикального сомнения.

Основные этапы жизни

Ученый родился во французском городе Лаэ, который позже был переименован в Декарт. Его родители принадлежали к древнему дворянскому роду, однако не были богатыми. Мать скончалась, когда мальчику был год. Отец служил судьей, воспитанием троих детей (Декарт был самым младшим сыном) занималась бабушка со стороны матери.

Мальчик рос хилым, но активно интересовался всем происходящим вокруг. Учился в заведении Ла Флеш, где его учителем был математик Жан Франсуа. Уже тогда у юноши сформировалось неприятие философских устоев того времени. Получив среднее образование, Декарт изучал право в университете Пуатье. Затем служил в армии, в связи с этим был в Голландии, Венгрии, Бельгии, Чехии, участвовал в нескольких сражениях, относящихся к Тридцатилетней войне. Во время военной службы познакомился с И. Бекманом, который оказал существенное влияние на самоопределение начинающего ученого. По натуре Декарт был молчалив, несколько высокомерен, предпочитал уединение, был активен лишь в общении с близкими людьми.

В родной стране в 1628 году Декарт подвергается осуждению иезуитами за свободомыслие, из-за чего переезжает в Голландию, где полностью уходит в научный труд на целых двадцать лет. Все это время он общается с ученым сообществом через своего друга М. Мерсенна, работает в различных направлениях – от анатомии до астрономии. Свой первый труд «О мире» он написал в 1634 году, но книга не была издана в связи с преследованием церковью Галилея. В 1635 году от связи со служанкой родилась дочь Декарта – Франсина, которая в пятилетнем возрасте скончалась от скарлатины.

Рене Декарт
Декарт спорит со шведской королевой Христиной (копия картины П. Дюмениля, 1884 г.)

Первая изданная работа – «Рассуждение о методе» 1637 года – считается началом новой европейской философии. В 1644 году выходит трактат «Первоначала философии», в нем Декарт сформулировал свои основные тезисы. Церковь по-прежнему неодобрительно относилась к трудам ученого, и в 1649 году он по приглашению королевы перебрался в Швецию, где вскоре умер от воспаления легких. Есть другая версия причины его смерти – отравление католическими служителями.

После смерти работы Декарта были запрещены церковью к прочтению, а его философию нельзя было преподавать на французской земле. После кончины останки Декарта были перезахоронены в Париже лишь через 17 лет, в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Несмотря на то, что еще в конце XVIII века было решено перенести прах ученого в Пантеон, он до сих пор покоится в аббатстве.

Вклад в науку

Декарт критиковал схоластику, положил начало совершенно новой философии, основной смысл – в двойственности души и тела, материального и идеального. Его учение заложило основы таких методов познания, как рационализм и механицизм. ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Рационалистическое и скептическое мировоззрение Декарта способствовало возникновению философского направления картезианства. В своих трудах он доказывает существование Бога, рассуждает о любви и ненависти, закладывает основы этики. Учения Декарта повлияли на взгляды таких мыслителей, как Спиноза, Локк, Юм, Паскаль и др.

Основные рационалистические требования по Декарту состоят в следующем:

  • брать за основу лишь истинное и очевидное, начинать с положений, в истинности которых не может быть никаких сомнений;
  • любая проблема должна быть расчленена на необходимое для ее успешного решения количество частей;
  • двигаться от наиболее известного, доказанного к наименее известному и недоказанному;
  • недопустимы любые пропуски в логической цепочке, результаты и заключения должны быть перепроверены.

Ученый много работал над изучением живых организмов, которые считал сложными машинами. Признавал наличие души только у человека. Исследовал строение органов, рефлекторные механизмы. Декарт дал понятие рефлекса, выявил произвольные и непроизвольные движения, что позволило в дальнейшем развить данное направление физиологии.

Рене Декарт
Схема рефлекса, «Трактат о человеке»

Математику он считал основой всех наук, универсальным методом познания. В приложении «Геометрия» к «Рассуждениям о методе» Декарт изложил основы аналитической геометрии, позволяющей изучать фигуры средствами алгебры. Впервые применил метод координат, математические обозначения, которые используются в современной науке, открыл понятие функции. «Геометрия» была настольной книгой многих ученых и оказала мощное влияние на математические работы второй половины XVII столетия. Его именем названы многие математические термины (Декартов лист, Декартово дерево, Декартов овал, Декартово произведение, система координат).

В физике взгляды Декарта основывались на понятии движущейся материи, он не признавал пустоты и атомов. Способствовал развитию знаний о движении, теплоте, магнетизме и других процессах. В оптике он сформулировал закон преломления света, благодаря которому стало возможным значительно усовершенствовать оптические приборы, в свою очередь продвинувшие вперед астрономию, микроскопию. Его признали ведущим математиком и оптиком своего времени. Именем Декарта назван лунный кратер, астероид.

Рисунок Декарта
Рисунок Декарта, изображающий наблюдение радуги, 1637

Любопытные факты

  • Декарт был настолько болезненным ребенком, что даже в строгой иезуитской школе ему разрешали вставать позже остальных учеников.
  • Шведская королева Христина, являвшаяся поклонницей ученого, уговорила его переехать в Стокгольм, где заставляла подниматься в пять утра и обучать ее науке. Хрупкое здоровье Декарта не вынесло таких нагрузок и сурового северного климата.
  • Система координат, открытая Декартом, снизила количество дуэлей во Франции. В те времена нередки были кровавые споры из-за мест в театре, обозначение рядов и мест минимизировало разбирательства.
  • При перезахоронении во Франции было обнаружено, что исчез череп Декарта, который передавался из рук в руки, позже появился на шведском аукционе, затем был передан в парижский музей. Есть также предположения, что коллекционеры присвоили себе челюсть и палец Декарта.
  • В районе кратера на Луне, названного в честь ученого, постоянно наблюдаются сильнейшие магнитные аномалии и лунотрясения.
  • Русский академик И. Павлов считал Декарта предшественником своих исследований и поставил ему памятник в виде бюста рядом со своей лабораторией в Институте физиологии.

Понравиласть статья? Жми лайк или расскажи своим друзьям!
Теги к новости:
Комментарии
Добавить комментарий
Похожие новости:
04.10.2018
Декарт Рене (латинизированное имя Картезий) (31.03.1596-11.02.1650) - французский философ, физик, математик и физиолог. Родился в местечке
30.09.2018
Laetitia Casta nude - Visage (2009)Laetitia Casta nude - La jeune fille et les loups (2007) Laetitia Casta Nude Sex Scene
30.09.2018
У нас вы сможете рассмотреть все обнаженные части тела Рене Зеллвегер. Девушка покажет все то, что так скрывала под одеждой
20.09.2018
Запрос «Декарт» перенаправля Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении < >> Все биографии >> Философы из Франции
16.09.2018
Что открыл Рене Декарт, фрx Декарт Рене (краткая биография этого человека является объектом нашего исследования) был знаменитым французским физиком, математиком
15.09.2018
Рене? Дека?рт (фр. Rene Descartes ; лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и
14.09.2018
Англ: Olivia Wilde Настоящее имя: Оливия Джейн Кокбёрн Дата рождения: 10.03.1984 Место рождения: США, Нью-Йорк Коли Olivia
08.09.2018
Рене Декарт (фр. Rene Descartes; лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596 — 11 февраля 1650) - французский философ, математик, механик, физик
24.08.2018
Вы Мария Вальверде? Тогда загрузите домашнее видео и поднимите свою популярность! Обнаженные появления: 17 Rea Подробности Опубликовано: 16 октября 2014
19.08.2018
Рене Декарт (фр. Rene Descartes; лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и
18.08.2018
Запрос «Декарт» перенаправля X X Случайная цитата Последние прокомментированные цитаты Рене ДекаD Рене Декарт (1596 - 1650) – математик (основатель аналитической геометрии
18.08.2018
Психологические взгляды Рене Декарта (1596-1650) изложены в следующих трудах: «Страсти души» (1649), «Человек» (1642), «Начало философии» (1642), «Рассуждения о
18.08.2018
Рене Декарт – французский математик, философ, физик, физиолог, авторитетнейший метафизик Нового времени, ученый, заложивший основы Рене Декарт - французский исследователь и философ
выбрать фон